STREAM COFFEE BUSINESS
Автор: Екатерина Крестовникова
10.03.2024
О проекте
Gotcha – камерная кофейня в Санкт-Петербурге, открывшаяся на входе расположенного в Центральном районе города бизнес-центра в 2018 году и закрывшаяся в январе 2024-го. Заведение специализировалось на спешелти-кофе, чае и безалкогольных коктейлях.
«К слову, безалкогольные коктейли были у нас всегда, но стали пользоваться большим спросом только год назад. Мы сделали коллаборации с “Августом”, Paloma Cantina и “Севкабелем”. Это последняя из наших ярких специализаций», – рассказывает владелец Gotcha Антон Каратаев.
Слева – коктейли Gotcha. Справа – Антон Каратаев с коктейлем, разработанным в коллаборации с «Севкабелем». Фото: предоставлено пресс-службой Gotcha
Как все начиналось
«В 2018 году я вместе с женой переехал из Ростова-на-Дону в Санкт-Петербург. Нам необходимо было обеспечить себе рабочее место. Я проходил стажировки в различных компаниях, однако предложенный формат работы мне не подошел, поэтому я решил создать рабочее место для себя сам. Первые полгода работал в одиночку, ориентируясь на скандинавскую систему самозанятости. Во время поездок в Финляндию я не раз видел, как человек открывает маленький ретейл-бизнес, чтобы работать в нем самостоятельно, минимизируя найм или полностью отказываясь от него. Это означало не открытие бизнеса в классическом смысле, а скорее создание рабочего места на индивидуальных условиях», – говорит Каратаев.
Предприниматель приводит пример, когда в поездке они с женой заходили в бар к семейной паре на первом этаже их дома или в кофейню, где работал только владелец. Именно от одной из таких пар Каратаев впервые и услышал термин «самозанятый» и был очарован этой концепцией, ведь в такой системе, по его мнению, все устроено по-другому: график работы, формат заведения, цели и способ его ведения. «Через несколько лет самозанятость появилась и в России, правда, в несколько ином формате», – подытожил Антон.
Кофейня Gotcha открылась 16 июля 2018 года и успешно работала в течение пяти с половиной лет. Весь этот период, за исключением 2,5 месяца во время пандемии COVID-19, деятельность заведения не прерывалась.
Фото: предоставлено пресс-службой Gotcha
Решение о закрытии
Почему же при такой запоминающейся локации и сформированном комьюнити было принято решение закрыть брю-бар? Каратаев рассказывает: «Мы находились в специфическом месте – в парадной дома, в котором располагался бизнес-центр. Для этого места нужно хорошее администрирование, своевременный ремонт, что не получалось обеспечить у арендодателя. Условия постепенно ухудшались, а наши запросы – увеличивались. В 2023 году я уже четко понимал, что нужно переезжать, но были некоторые сдерживающие факторы. Более того, у нас достаточно большое количество гостей и маленькая пропускная способность, а мы, грубо говоря, находимся на проходе. У нас контактная стойка с тремя местами, еще восемь гостей могут стоять. Хочется обеспечить хороший сервис, а в тех условиях это невозможно было сделать, поэтому я пришел к выводу, что закрыть это заведение и открыть другое будет лучшим решением».
На протяжении всего 2023 года у Каратаева зрела мысль о необходимости переезда. Решение о закрытии было принято в середине ноября. В середине декабря о предстоящих планах были проинформированы сотрудники и арендодатель, а уже в середине января 2024 года кофейня официально закрылась.
По словам Каратаева, одной из самых сложных сторон закрытия своего проекта стала необходимость отвечать на многочисленные вопросы завсегдатаев: «Почему?», «Как?», «Зачем?», «Где мне теперь пить кофе?»
«Наша кофейня была не просто местом с кофе, а скорее собранием друзей, сообществом по интересам. Поэтому прекращение ее работы означало конец существования этого сообщества, что также было довольно тяжелым моментом», – говорит основатель проекта.
По словам Антона, постоянные гости, которые ходили в Gotcha каждый день, приняли информацию с неожиданностью и грустью, но одновременно и пониманием, потому что заведение ушло от формата и стало ясно, что давно нужно и можно делать больше, но в других условиях. Иными словами, гости отреагировали с пониманием, но и с благодарностью и тоской.
«На момент запуска в 2018 году суммарно я потратил около 800 тыс. ₽. В течение полугода после открытия – еще примерно 400 тыс. ₽, они ушли на ремонт второго зала, который, к слову, в 2020-м мы закрыли для посетителей», – делится владелец брю-бара.
Антон отмечает, что через год после открытия кофейни пришлось полностью поменять стойку, заменить кофемашину и кофемолку, так как из-за небольших начальных инвестиций техника была куплена «по низу» рынка и, как следствие, в скором времени потребовалась замена.
Средний чек, делится основатель Gotcha, в последнее время составлял 400–420 ₽, при этом в месяц в Gotcha готовили примерно 4 тыс. чашек.
«За 5,5 года было всего пару месяцев, когда кофейня работала в ноль или минус: в первый месяц пандемии COVID-19 и в первый месяц с начала СВО. В остальное время был всегда достаточно хороший плюс. Gotcha – заведение эффективное, прибыльное и классное для своего формата», – утверждает Антон Каратаев.
Планы на будущее
Планы Каратаева на ближайшие месяцы – как можно более органично перенести кофейню в новые декорации, в другое место, но в то же время сохранить дух и идею заведения.
Советы начинающим предпринимателям
«С одной стороны, надо сбалансировать осторожность и внимательность в своих действиях. С другой – прокачивать смелость и самобытность. Делайте классные проекты, которые будут отличаться от других: не опирайтесь на клише, на известные бизнес-модели», – подводит итог Каратаев.
Что касается бизнес-стороны процесса, предприниматель рекомендует считать деньги и планировать. «А еще будьте щедры к своему персоналу и гостям, потому что это окупается сполна», – дает наставление Антон Каратаев.
media@streamcoffee.ru
ИП Беспалова Е. А.