STREAM COFFEE BUSINESS
Разбор: что происходит на рынке упаковки продуктов в России
05.07.2022
После начала спецоперации в Украине с российского рынка ушел производитель картонной упаковки Smurfit Kappa, а компания по производству упаковки для жидких пищевых продуктов Tetra Pak сократила объем производства и инвестиции в страну. Кроме того, о приостановке деятельности в России заявила норвежская компания Elopak. Stream Coffee выяснил, начался ли дефицит продукта на рынке и как это повлияло на российские кофейни.
Проблемы производителей
Из-за ухода иностранных игроков с российского рынка упаковки в стране стало не хватать самоклеящейся пленки, мелованной бумаги, фольги, красок и многих других материалов. Это заметно даже в магазине: на полках начали появляться упаковки с молоком и соком, окрашенные в белый цвет с минимальным количеством рисунков. Выпускать товар в таких тарах был вынужден в том числе производитель «Сады Придонья». В компании назвалиэто вынужденной мерой и заверили, что качество продуктов от происходящего не страдает. Отказ от краски на упаковке производитель объяснил ее нехваткой из-за санкций в отношении России.
«Сады Придонья» использовали упаковку tetra pak, так же как, например, Пискаревский молочный завод. Заместитель его гендиректора Георгий Житмарев рассказывал, что теперь компания не может выпускать сливки и молоко в привычной упаковке tetra brik (картонная упаковка прямоугольной формы объемом от 200 до 1 000 мл). Вместо этого завод предложил ретейлерам продукцию в TFA-упаковке (асептическая упаковка). По словам Житмарева, действовать можно «либо так, или вообще никак».
Сейчас все игроки рынка, которые работали с Tetra Pak, Elopak и другими международными компаниями, сталкиваются с большими трудностями, отметил в разговоре со Stream Coffee гендиректор завода стерилизованного молока «Можайский» Александр Козлов: «Насколько мне известно, завод компании «Элопак» в Санкт-Петербурге остановился (этот завод заработал в России в 2011 году, он производил асептическую упаковку. – Прим. ред.). Поэтому предприятия, которые были на 100% зависимы именно от этого вида упаковки, конечно, попали в очень тяжелую ситуацию временного разрыва возможности осуществления производственной деятельности. Упаковку не так просто заменить».
Он, впрочем, уверен, что альтернатива уходящим из России производителям упаковки со временем найдется – по его данным, сейчас поступают предложения по поставке альтернативных видов упаковки – многослойного картона, из Азии, в основном из Китая. Козлов уверен, что бизнес справится с этим: замена найдется, производство адаптируется к использованию альтернативных материалов альтернативных производителей, но на это уйдет время. На самом заводе «Можайский» используется другая упаковка: стекло и ПЭТ. По словам Александра, с конца февраля стеклянная бутылка подорожала на 19%, а ПЭТ – на 60%. «Все начало происходить с понедельника, 28 февраля. С этого знаменательного дня все полетело вверх безумными темпами. Все условия контрактов по поставке материалов фактически перестали действовать именно в виде подписанных условий, потому что 90% всех материалов поступало на условиях отсрочки платежа, – рассказывает гендиректор завода «Можайский». – Как раз с 28 февраля, с 1 марта все эти условия превратились в исключительно стопроцентную предоплату. Платишь – тебе что-то отгружают или везут, не платишь – отсрочек нет. ПЭТ-бутылка подорожала приблизительно на 80% за неделю или за 10 дней. Но мы как-то прожили несколько месяцев в этих условиях. Потом был откат по цене. Итоговый рост составил около 60%. Цена остановилась на этом уровне».
Завод «Можайский» объявил о повышении цен на продукцию на 10–16% в начале марта. Но этого оказалось недостаточно, чтобы вернуть экономику производства на дофевральский уровень. Однако пойти на дальнейшее повышение компания не может. «Мы упираемся в полку, в потребителя, в нежелание сетей принимать дальнейшее повышение цен. Говорят, что причин для роста цен на полке магазина нет, что рубль вырос по отношению к основным валютам – евро и доллару – и вернулся на уровень ниже, чем это было в феврале – марте. Но надо понимать, что все-таки у нас не стопроцентная зависимость от курса в стоимости всех материалов. Оснований и экономических возможностей для неповышения цен или их снижения не существует, – продолжает Александр Козлов. – Торговлю в принципе не волнует отсутствие у тебя продукта. На твое место очень быстро встают производители, которые могут поставить какой-то альтернативный продукт. Поэтому вернуться на полку сети через какое-то время, возобновив производство на других материалах, очень сложно».
Российские аналоги-производители упаковки
Отечественную упаковку для жидких пищевых продуктов в России производят компании «Ламбумиз» (гибкая упаковка, картон и Gable Top (картонная упаковка в форме параллелепипеда с различным сечением дна в зависимости от вида и объема упаковки)), «СтерэксПак» (одноименная асептическая упаковка), «МолоПак» (Brik Aseptic и Gable Top) и «ПромПак» (картон). «МолоПак» на своем сайте отчитывается, что производит 1,2 млрд упаковок в год. «СтерэксПак» – 5 млн в день, то есть 1,8 млрд в год.
Но даже несмотря на цифры с несколькими нулями, вряд ли можно надеяться, что отечественные компании смогут заменить европейских игроков. «Мощности российских компаний не позволяют обеспечить весь объем, который закрывал, например, завод компании «Элопак». Более того, многие производители пищевой продукции – молочной, соковой, детского питания в маленькой упаковке по 200 миллилитров – вообще использовали в производстве импортный картон из Европы, – отмечает Александр Козлов. – Я знаю несколько заводов (конкретных примеров Александр не привел, т. к. не получил согласия на разглашение этой информации от представителей производств. – Прим. ред.), которые прекратили выпуск продукции маленького формата: 200–300–350 мл, потому что упаковка была в некотором смысле уникальной – была нестандартной, имела какие-то интересные форм факторы (со скошенными углами и так далее). Эти материалы сейчас вообще недоступны предприятиям. Они остановили выпуск продукции в этих видах упаковки».
В правительстве тем временем пытаются придумать, как заменить иностранную упаковку. По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, в стране начался эксперимент, в рамках которого планируется «поженить» российскую целлюлозно-бумажную промышленность с производителями продуктов питания. В эксперименте участвует компания Mondi (изготавливает бумагу, крафтовые пакеты, картонную упаковку и барьерные покрытия) и завод им. Верещагина (производит молоко, масло, сметану и кисломолочные продукты). Кроме того, власти протестируют российские краски производства компаний «Гангут», «АБС Флексо» и «Принт Колор».
В апреле Виктория Абрамченко поручила кабмину подготовить предложения по сдерживанию роста цен на упаковку. В начале июня на заседании Госдумы по аграрным вопросам представители «Союзмолока» (в который входит Danone, PepsiCo, «Молвест» и «Эконива») предложили собрать информацию о производстве картона в России по месяцам и распределить его между упаковщиками. Пока продвижения это предложение не получило.
Проблемы обжарщиков
Со сложностями на фоне ухода зарубежных игроков рынка и санкций в отношении России столкнулись и обжарщики кофе. Сооснователь сервиса «Торрефакто» Илья Савинов рассказал Stream Coffee, что за последний год упаковка в стране серьезно подорожала, примерно на 30–40%: «Наши поставщики, с которыми мы работаем по упаковке, нормально себя чувствуют и штатно все отгружают. Но выросли цены на краску и фольгу для пакетов, стали выше. Или, например, резко выросли цены на термотрансферные ленты для этикеток. Это не совсем упаковка, но тоже об этом. Тоже потому что логистические цепочки порушились». По словам Савинова, некоторые виды упаковки вовсе исчезли с рынка – нет барьерной EVOH-пленки для удержания азота. «Мы азотируем наши пачки с кофе для тех, кому нужно длительное хранение, впрыскиваем туда азот, который служит естественным барьером между зернами и кислородом и на несколько месяцев защищает кофе от кислорода. Там все супергерметично, кофе может год лежать, – объясняет Илья. – Мы приобретали барьерную пленку для удержания азота. Но она делается из винилового спирта, который в России не производится, и вот эта пленка нас покинула. Это не единственный барьерный слой, который может быть. Есть просто металлизированный ПЭТ, есть фольга. Просто EVOH-пленка – это лучшее решение, а ПЭТ или фольга – чуть-чуть попроще. Но такой барьерный слой тоже работает, он тоже может использоваться».
Проблемы кофеен
Представители московских кофеен заявили о кратном росте цен на продукты от поставщиков. Однако не все связали это с подорожанием или дефицитом упаковки. Соосновательница кафе здорового питания «Рецептор» Надежда Пак отмечает, что после 24 февраля поставщики практически сразу взвинтили цены, но внятных объяснений от них добиться не удалось. Когда курс доллара достигал 155 рублей, цены на закупку продуктов выросли на 30–50%. По словам Пак, многие поставщики не опустили цены до сих пор. Происходящее они объясняют дефицитом продуктов.
Кафе «Рецептор». Источник
Выводы
Уход крупных международных производителей упаковки и введенные против России санкции привели к тому, что на рынке образовался дефицит некоторых материалов. Те позиции, которые продолжают выпускаться в стране, за последние четыре месяца серьезно подорожали. Это отмечают и производители молока, и обжарщики кофе, и представители кофеен. Потребитель может почувствовать рост цен, взглянув на ценники в магазине: у производителей нет другого выбора, и они вынуждены делать свою продукцию дороже. Эксперты не уверены, что российские компании по производству упаковки смогут заменить европейских игроков. Однако многие уже стараются работать с российскими производителями и поставщиками. Игроки рынка в целом верят в то, что проблема решится, но сколько времени это займет – неизвестно.
media@streamcoffee.ru
ИП Беспалова Е. А.