STREAM COFFEE BUSINESS
Интервью: директор фестиваля «Чашка» – о миссии ивента и развивающейся несмотря ни на что индустрии
Идея проведения фестиваля под эгидой журнала «КИЧ» («Кофе и Чай в России». – SC) возникла 10 лет назад одновременно с началом организациии выставочно-конференционного мероприятия для бизнеса Coffee Tea Cacao Russian Expo. Изначально фестиваль носил название «Фестиваль кофе и чая» и проходил под открытым небом в парке «Сокольники». Благодаря площадке у него была огромная посещаемость, но после того, как тематика была расширена в сторону шоколада, было принято решение полностью переформатировать фестиваль и перенести его в закрытое помещение. Это сделало мероприятие более кулуарным, при этом более интересным с точки зрения программы, дизайна и оформления, а также позволило начать проводить в его рамках чемпионаты и дегустации. Так возник фестиваль с уже новым названием «Чашка», который стал местом встречи любителей кофе, чая и шоколада. Как рассказывает директор фестиваля Юлия Чантурия, такое название было выбрано единогласно и практически сразу, ведь чашка символизирует то, что объединяет любителей этих напитков – от завсегдатаев кофеен до фанатов уютных семейных посиделок.
В этом году «Чашка» пройдет 21–22 октября на недавно открывшейся современной площадке – «Даниловский Event Hall». Накануне старта фестиваля мы поговорили с Юлией о мероприятии, целях и миссии, а также развивающейся индустрии.
Юлия Чантурия. Источник: предоставлено пресс-службой «Чашки»
Основные положения зафиксированы в Федеральном законе № 171: документ устанавливает порядок получения лицензии, требования к производству и обороту алкогольной продукции, полномочия государственных и муниципальных органов в этой области. Также действует ряд правовых актов, которые регулируют отдельные вопросы лицензирования – на них мы будем ссылаться в тексте.
Стоимость и срок действия
Наша основная задача – провести праздник вкуса и эмоций. Хотим, чтобы посетители получали не только вкусовое удовольствие, но и эмоциональный заряд. Мы активно привлекаем на фестиваль небольшие компании, чтобы посетители могли с ними познакомиться и впоследствии найти их продукцию на маркетплейсах. Наши охваты могут и не быть миллионными, но к нам приходит лояльная аудитория, которая искренне интересуется продукцией. Компании имеют возможность представить свои новинки. Это особенно ценно для маленьких и региональных компаний, которые не всегда могут представить себя широкой аудитории. Наш фестиваль дает им эту возможность, позволяя посетителям узнать о разнообразии продуктов на рынке.
Источник: предоставлено пресс-службой «Чашки»
«Чашка» – это фестиваль больше для потребителей, нежели для бизнеса?
Да, все верно, он проводится именно для конечного потребителя. Основное различие между выставкой Coffee Tea Cacao Russian Expo и фестивалем «Чашка» заключается в их целевых аудиториях. На выставке мы ориентированы на бизнес-сообщество: владельцев и руководителей кофеен, обжарочных производств, поставщиков оборудования, дистрибьюторов и розницу. Фестиваль же предназначен для широкой публики, заинтересованной в данной теме и желающей посетить маркет.
В нем активно участвуют и бренды, широко представленные в рознице, и небольшие крафтовые производители. Мы стараемся ориентироваться на разнообразную целевую аудиторию, учитывая разные финансовые возможности и интересы. Каждый год мы стараемся выделить какое-то важное событие или тему. Так, например, в этом году особое внимание будет уделено производителям ароматического шоколада bean-to-bar, которому в России исполнилось 10 лет. На фестивале будет представлено много компаний, которые производят шоколад по технологии от боба до готового продукта. Можно будет принять участие в розыгрышах специальных шоколадных наборов от российских bean-to-bar-производителей, подробнее узнать о данном продукте.
Мы стараемся тщательно подходить к выбору участников, приветствуя различные кофейные, чайные и шоколадные компании, особенно ценя локальных небольших производителей и интересные бренды в сегменте fine-food и fine-drinks
Почему вы решили сделать бесплатный вход?
Мы долго обсуждали вопрос стоимости входа на фестиваль. Основная причина, по которой рассматривался вариант взимания платы, – это комфорт посетителей, ведь, когда на площадку приходят 15 тыс. человек, это может создать неудобства. Но решение было принято в пользу бесплатного входа при условии прохождения регистрации. Это позволяет нам контролировать поток и оперативно информировать гостей о любых изменениях, что было особенно актуально в период пандемии. Также мы хотим, чтобы каждый смог посетить мероприятие вне зависимости от финансовых возможностей.
На чем строится экономика фестиваля?
Фестиваль финансируется за счет взносов участников и продажи мест на маркете. Кроме того, у нас есть спонсоры. Но это не так прибыльно, как может показаться. Особенно если сравнивать с выставкой, где объемы и масштабы куда больше. Многие проекты проводят несколько фестивалей в год в разных городах, у нас тоже есть амбициозные планы по расширению фестиваля в перспективе, но пока мы ограничиваемся Москвой, тем более что в этом году мы запускаем еще одну бизнес-выставку в Казани, поэтому все силы будут направлены на ее реализацию.
Источник: предоставлено пресс-службой «Чашки»
Как вы формируете программу фестиваля?
Программа всегда формируется заранее – после завершения весенней выставки мы начинаем цикл заново. С июня активно работаем над программой фестиваля, включая организацию презентаций, дегустаций, мастер-классов, разных интерактивных зон, которые рассчитаны как на взрослых, так и на детей. Как правило, мы сами связываемся с теми спикерами, чьи темы наиболее интересны и актуальны, зачастую используем наработки в рамках выставки Coffee Tea Cacao Russian Expo. Мы выбираем спикеров на основе их знаний и умения интересно презентовать информацию. Хотя темы бизнеса и потребителей отличаются, мы приглашаем выдающихся спикеров, готовых делиться своим опытом. Они не повторяют уже сказанное, а адаптируют свои доклады для конечного потребителя. При этом любой желающий может заявиться в программу, и, если мы посчитаем, что тема полезна, обязательно пригласим его принять участие.
В этом году у нас будет лекторий с различными темами по кофе, чаю и шоколаду. А еще две дегустационные зоны, где компании представляют свои продукты. Этой осенью мы сконцентрировались на горячих напитках и осенней тематике, включая различные глинтвейны, тыквенные рафы и горячий шоколад, приготовленный по авторским рецептам.
Для каждой категории гостей мы придумываем свои активности. Мой небольшой шорт-лист самых интересных ивентов, зон и активностей:
- попробовать сорвать джекпот в кофейном казино;
- найти новую чашку, поучаствовав в чашка-кроссинге;
- поболеть за участников чемпионата по альтернативному завариванию кофе;
- научиться делать рисунки на молоке;
- узнать все о японских чаях и попробовать уникальные китайские;
- сфотографироваться в осенней фотозоне с тыквами;
- купить на маркете шоколад, который производится по технологии bean-to-bar (от боба до плитки), и принять участие в розыгрыше шопера, наполненного доверху вкуснейшим шоколадом;
- принять участие в масштабной лотерее;
- забежать на мастер-класс по бенто-тортикам;
- продегустировать горячий шоколад с пряностями.
Что делать тем, кто не сможет посетить фестиваль, предусмотрены ли для них какие-то онлайн-материалы?
Мы намеренно не ведем записей программы фестиваля, так как на данный момент есть много интересных онлайн-ресурсов, в том числе и видеоканалов, рассказывающих о кофе, чае и шоколаде. Наша основная цель – чтобы гости пришли на фестиваль и порадовали себя и своих близких вкусным кофе, ароматным чаем и горячим шоколадом, оставив теплые воспоминания о «Чашке»
Источник: предоставлено пресс-службой «Чашки»
Чувствуются ли изменения рынка после событий февраля 2022 года?
Изменения в индустрии кофе и чая, без сомнения, произошли. Некоторые компании ушли с рынка, некоторые сделали ребрендинг или адаптировали свои бизнес-модели. Колебания валютного курса также оказали влияние на ассортимент и спрос. Тем не менее, с моей точки зрения, отрасль нашла пути адаптации и роста. Существует возрастающий интерес к локальным проектам и инициативам.
Нужно отметить, что закрытие границ привело к определенному росту внутреннего потребления и гастротуризма. В результате потребители стали чаще открывать для себя локальные региональные кофейни и новые места, где очень аутентичный ассортимент и интересная подача.
Наша выставка как показатель интереса к отрасли также значительно выросла за последние годы. Несмотря на все вызовы, на следующий год все места на ней уже проданы, что свидетельствует о большом интересе к участию со стороны компаний.В целом я вижу позитивную динамику и верю в дальнейшее развитие и процветание индустрии кофе, чая и шоколада в нашей стране. Именно сейчас у нас есть очень большой потенциал для роста.
media@streamcoffee.ru
ИП Беспалова Е. А.