STREAM COFFEE BUSINESS
Подбор персонала за рубежом: особенности поиска и нюансы трудоустройства
Автор: Елизавета Харькова
Состояние рынка труда
Основатели сети петербургских кофеен «Кофилин» Ирина и Анатолий Побожевы не проводили анализ рынка труда перед расширением бизнеса в Сербии. Пара спонтанно открыла точку в Белграде, где теперь собирается жить на постоянной основе.
«Осенью мы быстро продали одну из кофеен в Петербурге и уже в декабре открылись в Белграде. Мы не рассчитывали, что понадобятся много сотрудников, поскольку заведение небольшое – пара столиков и места у окна. Изначально планировали, что на месте будем мы и еще два сотрудника. Однако “Кофилин” сразу стал пользоваться бóльшей популярностью, чем мы ожидали, так что пришлось искать бариста, проводить дополнительные собеседования», – делится Ирина Побожева.
Основатель кафе Usha Bakery в Индонезии Максим Красюк переехал в страну до того, как запустил бизнес. Он также не анализировал рынок заранее, однако, пока жил на Бали, присмотрелся к местным заведениям и решил открыть собственное.
Команда дубайского подразделения «Дринкит» во главе с Екатериной Бородич до выхода на рынок ОАЭ просмотрела предложения сотрудников на биржах труда и пообщалась на эту тему с другими заведениями: «Конкуренты не упоминали, что есть какие-то сложности с наймом. Кроме этого, мы увидели большое количество резюме на платформах – проблем с поиском кадров не предвиделось», – рассказывает Екатерина.
Сооснователь «Кофилина» в Белграде Анатолий Побожев. Фото предоставлено спикером
Кофейная и корпоративная культура за рубежом зачастую сильно отличается от того, к чему мы привыкли в России. Максим Красюк строит бизнес в Индонезии уже пять лет. Опыт показывает, что сотрудники непременно должны проходить обучение приготовлению еды и напитков: «На Бали мы ни разу не сталкивались с тем, чтобы у соискателей хватало навыков, которые мы ищем. Все топовые позиции занимают иностранцы, потому что в основном наши гости приезжают из-за рубежа, и у них высокие требования к напиткам и кухне. Персонал после приема на работу обязательно проходит обучение. Как показывает практика, обучить можно всех», – говорит эксперт.
Похожая ситуация складывается в Сербии. Ирина Побожева рассказывает, что большинство локалов приходят устраиваться без опыта или с минимальными навыками в ресторанной сфере. «Несмотря на то что культура кофе тут достаточно развита, сотрудникам часто необходимо проходить стажировку и обучение, знакомиться с оборудованием и способами заваривания кофе», – объясняет Ирина.
Где искать сотрудников
Большинство российских предпринимателей, которые релоцируют или расширяют бизнес за рубеж, предпочитают не пользоваться услугами рекрутеров из международных компаний. Это связано с возможностями, которые дает русскоязычное сообщество за рубежом и в интернете. Основатели кофеен и HR-специалисты делают ставку на сарафанное радио и ищут работников среди знакомых из сферы.
Екатерина Бородич делится, что в первую очередь берет на работу сотрудников в дубайскую кофейню по рекомендации: «У знакомого менеджера пиццерии мы спросили, кого он может порекомендовать из бариста. После трудоустройства спросили у этого специалиста, кого может порекомендовать он, и таким образом набрали команду из троих людей. Когда рекомендации из ближнего круга закончились, мы обратились к сайту Indeed – популярной бирже для поиска работы, размещения вакансий во многих зарубежных странах. Там мы нашли еще одного бариста».
Общеизвестными механизмами по поиску сотрудников до сих пор пользуется и Максим Красюк. Владелец Usha Bakery эффективно размещает объявления в специальных группах в Фейсбуке, где люди ищут работу: «Так было и пять лет назад, когда мы открыли на Бали первое заведение. Сейчас, конечно, добавились сайты типа hh.ru, где мы в том числе публикуем вакансии. Это касается линейного персонала – официантов, поваров, уборщиков. Управляющих и менеджеров ищем по своим ресурсам. Я размещаю объявление в Инстаграме*, прошу друзей из ресторанной сферы расшерить его. Чаще всего топ-сотрудников мы привозим из России и других стран СНГ».
При этом Красюк отмечает, что с некоторыми коллегами работает удаленно. Так, сотрудники из разных стран, в том числе из России, занимаются ведением социальных сетей и бухгалтерией.
Чаты по поиску работы эффективны и для заведений в Сербии. Ирина и Анатолий Побожевы нашли сотрудников в кофейню «Кофилин» в тематических чатах в Телеграме – например, «Жили-были в Сербии», «Женский клуб в Белграде»и Serbia in my mind. После открытия они еще раз выложили там объявление о поиске бариста. Во время поиска сотрудников ребята также пользовались Молодежной биржей труда, где оставляют резюме и ищут работу местные.
Екатерина Бородич перевозила из России в ОАЭ двоих сотрудников московского офиса – шеф-бариста и специалиста по маркетингу. Для официального трудоустройства россиян в Дубае необходимо зарегистрировать юридическое лицо, получить счет для компании и открыть квоту на точное количество сотрудников. Глава дубайского подразделения «Дринкит» отмечает, что процесс трудоустройства несложный, но занимает длительное время.
«Если говорить про команду кофейни, то бариста мы нанимали на месте. Заведомо привезли из России только девушку, которая консультирует нас и направляет новых ребят во время стажировки. Она помогает им настроить операционные процессы в кофейне – от рабочих обязанностей до коммуникации внутри команды. Полностью перевозить команду из России было нерационально, и мы нашли такое решение», – добавляет Екатерина.
Максим отмечает, что перевезти россиянина на Бали не сложнее, но дороже, чем взять местных сотрудников, – стоимость их жизни разная: «Необходимо оформлять рабочую визу, которая сейчас стоит около 2 000 $ в год. Кроме этого, на одного иностранного сотрудника должно быть трудоустроено минимум десять местных. У нас в штате официально работают три иностранца – соответственно, на каждого из них мы трудоустраиваем по десять индонезийцев. Если хочешь открыть кофейню, где будешь сам себе бариста, то это не сработает», – делится Максим.
Для оформления россиянина в сербской компании необходимо составить заявку с обоснованием, почему на работу нужен именно такой человек: приоритетным правом трудоустройства обладают сербы. Анатолий Побожев рассказывает, что если работодатель указывает в анкете, что в кофейню требуется носитель русского со знанием английского, то вряд ли найдется подходящий под описание серб. Таким образом, можно трудоустроить россиянина без риска отказа миграционной службы.
Особенности работы иностранных специалистов
Для определения заработной платы в ОАЭ Екатерина Бородич использовала три источника. «Первый – посмотреть вакансии конкурентов и предлагаемые ими оклады. Второй – спросить напрямую у бариста, какую зарплату они получают. Кроме этого, в некоторых странах есть сайты, где можно посмотреть диапазон зарплат для той или иной позиции. Самые важные источники для меня – первые два. Однако всю информацию важно сверять с реальным положением дел, потому что ситуация на рынке может значительно отличаться от анонсированных позиций. С такой проблемой мы встречались в Великобритании, где развивали корпоративную сеть “Додо Пицца”», – рассказывает эксперт.
Максим Красюк ориентируется на законодательно установленный минимальный размер оплаты труда, существующий на Бали для каждого региона. «У меня три заведения, и они находятся в разных частях острова. По закону мы не можем платить меньше и не платим. Для иностранцев тоже есть МРОТ, но он составляет 8 млн ₹ (рупий), или примерно 500 €, на которые на Бали жить невозможно. Естественно, топовый персонал получает в 3–5 раз больше», – объясняет владелец Usha Bakery.
Минимальный размер заработной платы в Сербии составляет 230 din в час (≈ 756 $). Анатолий Побожев отталкивается от этого числа и рассчитывает оплату исходя из рабочего графика сотрудника. Владелец «Кофилина» также ориентируется на конкурентов – в его команде есть местный сотрудник из ресторанной сферы, который помог установить уровень цен в кофейне и подсказал, каков приемлемый уровень зарплаты бариста.
При поиске сотрудников за рубежом стоит учитывать культурные различия. Иногда из-за колоссальной разницы в мировоззрении между работодателем и сотрудниками могут возникать спорные ситуации и недопонимания. На этой почве проблемы пережил коллектив Usha Bakery.
«Вопрос настолько обширный, что можно написать диссертацию на тему “Ментальные различия русских и индонезийцев”. Культура самой работы в нашем понимании пришла на Бали не так давно. Я живу в Убуде: сорок лет назад здесь не было электричества, люди занимались земледелием. Представьте – в деревне открыли ресторан, пригласили доярок и сказали им: “Вы официантки”», – шутит Максим.
Спикер рассказывает, что когда он нанимал персонал впервые, то те стали первым поколением людей на Бали, которые работали с восьми до шести. По наблюдению Красюка, в картине мира индонезийцев пока нет понимания, что нужно работать и зарабатывать, строить карьеру и просить повышения – они просто ходят на работу, потому что там их знакомые и «семья», один коллектив. «Только за последние пять лет ведения бизнеса на Бали мы заметили изменения. Сотрудники только начали понимать свои обязанности и корпоративные права», – добавляет Максим.
Владелец Usha Bakery отмечает, что у индонезийских сотрудников есть определенные медлительность и страхи. Они боятся вступать в конфронтацию, избегают ссор и конфликтных ситуаций. «Если к вам приехал поставщик и привез несвежие фрукты, в нашем понимании достаточно легко ему отказать. Местный не будет ссориться и согласится принять продукты, одновременно понимая, что фрукты плохие. Еще для сотрудника вопрос об опоздании воспринимается как конфликт, хотя часто за замечанием ничего не стоит. Раньше на этой почве работник мог отойти куда-то, пока я не вижу, собрать вещи и уволиться. Для них дружба и работа стоят близко. Эти проблемы никак не решаются, к этому нужно привыкнуть и адаптироваться под здешнюю картину мира», – советует Максим.
В европейских странах различия в менталитете видны не так сильно. Отчасти поэтому основатели «Кофилина» рассматривали для расширения бизнеса варианты между Россией и Западной Европой. Анатолий и Ирина уверены, что общее понимание жизни важно для эффективной работы.
Екатерина Бородич отмечает, что различный культурный бэкграунд сотрудников не влияет на эффективность работы в дубайском «Дринките». Она уточняет, что сложности в коммуникации возникают в основном из-за языковых различий – коллеги говорят на английском, который ни для кого тут не является родным: «Что-то у кого-то получается хуже, что-то – лучше. Здесь история не столько про культурные особенности, сколько про человеческие. Например, ребята с Филиппин – самые дружелюбные и заботливые люди, которых я встречала в Дубае».
Для официального трудоустройства в Сербии необходимы санитарная книжка, паспорт и «белый картон» – документ, который оформляют по приезде в страну в течение суток. Принять сотрудника можно только после регистрации компании и при наличии необходимых документов у соискателя.
Екатерина Бородич отмечает, что на каждого сотрудника в ОАЭ необходимо оформлять рабочую визу и страховку. Общая сумма пошлин за эти документы составляет от 6 300 DH (приблизительно 140 тыс. ₽). Виза обычно делается на два года, она нужна как для бариста, так и для сотрудников офиса. «При этом если вы расстаетесь с коллегой в течение испытательного срока, то затраты на визу и страховку никто не компенсирует. Это стоит учитывать, поскольку затраты немаленькие», – делится Бородич.
* Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией и запрещена в России.
media@streamcoffee.ru
ИП Беспалова Е. А.