STREAM COFFEE BUSINESS
Бизнес-кейс: российский ростер «Тробрат»
В 2022 году мировой рынок ростеров оценивается в 1,1 млрд $ и через десять лет, по прогнозам, достигнет 2,05 млрд $. Спрос на машины для обжарки кофе только растет, так как ростеры играют ключевую роль в кофейной индустрии. Основные производители – Нидерланды, Германия, Турция и США. Также ростеры бывают барабанные, конвекционные и конвекционные барабанные.
Барабанные – самые популярные, они проверены временем и уже заслужили доверие многих обжарщиков. Обжарка в таких машинах происходит благодаря тому, что зерно касается горячих стенок барабана (отсюда название), то есть на кофе воздействует кондукция. Конвекционные ростеры работают благодаря конвекции, когда кофе нагревается исключительно потоком горячего воздуха. Конвекционные барабанные ростеры появились относительно недавно, они самые технически сложные и дорогие. К ним относятся машины для обжарки фирмы Loring.
Свои производители обжарочного оборудования есть и в России. Stream Coffee пообщался с одним из создателей первого российского ростера «Тробрат» Вячеславом Трояновским и узнал, как собрать барабанный ростер и поверить в себя.
Вячеслав Трояновский. Источник: фото предоставлено пресс-службой
Зарождение идеи
Сам я из Тюмени, всегда был скорее инженерного склада ума, любил крутить гайки и работать с железом. В 2015 году я впервые задумался о создании своего ростера. Тогда на производстве у моего брата Геннадия стоял турецкий 10-килограммовый Toper, и, чтобы сэкономить деньги и не покупать новый аппарат, я принял решение создать ростер объемом 20 кг собственноручно. В тот момент брат сказал, что у меня ничего не получится, но вот сегодня мы отправили новый ростер в Екатеринбург, а за все эти годы продали больше 40 ростеров по всей России.
Компании часто называют в честь владельца, и у нас вышло так же: «Тробрат» – это «Трояновские братья», ведь именно брат привел меня в кофе.
Разработка ростера
Первыми нашими сотрудниками были Александр, который проектировал ростер, и сварщик-слесарь Артем. Эти люди и по сей день работают со мной. При создании я также консультировался с Сергеем Таберой, победителем чемпионата России по обжарке 2016 года.
Еще у меня была техническая база и основная идея, что ростер должен быть простым в понимании и надежным. Так, Toper я знал хорошо, потому что разбирал и собирал его несколько раз, поэтому хотелось сделать что-то лучше.
Сегодня у нас есть 5- и 20-килограммовые ростеры, а сейчас в разработке 60-килограммовый, но сначала мы хотим закрыть все текущие заказы до Нового года, а потом уже браться за что-то новое, хотя спрос на «шестидесятку» большой.
Выставка PIR Expo
В 2017 году меня пригласили поучаствовать в PIR Expo. Я оплатил стенд, так что обратного пути уже не было. Но ростер был не готов – не было шкафа управления. Мне все советовали ехать просто с выставочным образцом – пусть стоит и кофе не жарит. Но я не согласился, нашел в Санкт-Петербурге программиста, и мы все доделали. До выставки оставалось несколько дней, и я не успевал отправить ростер транспортной компанией, поэтому погрузил все в прицеп и проехал 2 200 км до Москвы.
На выставке мы были два дня, многие подходили – кто-то восхищался, кто-то смеялся. Именно там я познакомился с основателем кофейной компании «Сварщица Екатерина» Дмитрием Бородаем, и он предложил свою помощь. Кстати, сейчас этот первый ростер стоит в Сургуте у моего брата, и в «Академии кофе» на нем жарят кофе до сих пор.
Развитие проекта
Ростер «Тробрат». Источник: фото предоставлено пресс-службой
Дмитрий Бородай прилетел к нам в Тюмень, и вместе мы поработали над ростером, чтобы улучшить его. Какое-то время Дмитрий обучал обжарщиков, купивших наши машины, но совместного проекта не получилось. Я не хочу иметь партнеров, потому что люди расходятся, это неизбежно. Но мы остались в хороших отношениях, сейчас у «Сварщицы Екатерины» стоят четыре наших ростера.
Прочитать и посмотреть, как устроено производство «Сварщицы Екатерины», можно в этой статье.
А нашим первым заказчиком на ростер стал Владимир Ненашев, победитель чемпионата мира по обжарке 2018 года, он купил его, когда еще работал в Mosaic Coffee, а в следующем году уже стал чемпионом мира по обжарке.
Стоимость
Наш ростер на 5 кг стоит 3 млн ₽, на 20 кг – 4 млн ₽. Пока мы не считали производство 60-килограммового ростера, но примерная цена в комплекте может составить от 12 до 14 млн ₽.
Помимо ростеров, мы продаем дестоунер (от 300 тыс ₽), загрузчик (от 600 тыс ₽), циклон (от 300 тыс ₽) и дожигатель (700 тыс ₽). Обычно, если клиент заказывает весь комплект, я даю скидку от 150 до 200 тыс ₽.
Установка и обслуживание
Клиенты
Как я уже сказал, в России установлены и работают порядка 40 наших ростеров – от Калининграда до Владивостока. Еще один стоит в Казахстане. Возможно, скоро мы отправим первый ростер в Китай.
Финансовые показатели
В проект было вложено 15 млн ₽, окупаемость составила 3 года. Даже в эпидемию COVID-19 мы держали цены и не меняли их долгое время, но когда доллар достиг отметки 100 рублей, были вынуждены их поднять. Тогда стоимость машин выросла на 20%, но такой она останется надолго: после февраля у нас стало ощутимо больше заказов.
Единственная трудность, с которой мы столкнулись, – это невозможность покупать электронику для ростеров, но и это оказалось решаемо. Я закупил в Китае оборудование впрок для 16 машин. К концу года мы постарались закрыть все потребности клиентов, чтобы после праздников заняться новым 60-килограммовым ростером.
Конкурентов, конечно, много, взять хотя бы Probat или Giessen, но мне по-настоящему нравится, как спроектирован Loring. Его создали гении инженерной мысли.
Развитие проекта
Команда «Тробрата» и Дмитрий Бородай (второй справа). Источник: фото предоставлено пресс-службой
Вместе со мной в проекте шесть человек, это не так много. Александр Буланов проектировал ростер на первых этапах, а сейчас занимается еще и работой с текущими клиентами. Сварщик-слесарь Артем Ганиев собирает ростеры на заключительной стадии вместе со слесарем-механиком Русланом Муратовым, они же готовят оборудование к покраске, зачищают сварочные швы и упаковывают ростер.
Обычно после сборки мы включаем ростер, нагреваем, остужаем и делаем 1–3 тестовые обжарки. Артем Спатарь работает на ЧПУ (числовое программное управление), занимается резкой металла, работает с гибочным станком. Потом отправляет все детали на сборку. Еще с нами менеджер по работе со сторонними клиентами Максим Сединкин: поскольку производство позволяет, мы берем заказы по сварке, лазерной резке и другим работам.
Плюсы и минусы «Тробрата»
Наше основное преимущество – это то, что мы вкладываем в каждый ростер душу, мы всегда на связи, мы любим наше дело и оказываем сервис высокого уровня. На втором месте – цена, она конкурентоспособная.
Стоит сказать, что минусы связаны с тем, что это барабанный ростер, а они все имеют два недостатка:
- если сильно разогреть барабан, можно «прижечь» зерно и получить дефекты обжарки;
- достаточно большая энергия, которая передает излучение.
Продвижение
У нас есть сайт, несколько видео на YouTube, социальные сети сейчас не ведем. Лучше всего работает сарафанное радио. Однажды нас показали на канале «Россия 24» в рубрике «Импортозамещение» – тоже хорошая вышла реклама.
media@streamcoffee.ru
ИП Беспалова Е. А.