STREAM COFFEE BUSINESS
Запустить кофейную сеть по франшизе – идея, на первый взгляд, простая. Бренд развивается быстрее, покоряет города и регионы, владелец получает прибыль при меньших затратах денег и сил. Плюсы есть и для предпринимателя, купившего франшизу: не нужно развивать бренд с нуля – он уже узнаваем, все бизнес-процессы уже налажены и проверены.
Все было бы очень радужно, если бы не множество «но», которым мы посвятили эту статью.
Что такое франшиза
Франшиза позволяет вести бизнес от лица существующего бренда и использовать его имя, бизнес-процессы, технологии, корпоративные стандарты, права на патенты, изобретения и товарные знаки – все объекты, подлежащие передаче, подробно описываются в договоре наравне с оплатой за такое использование.
Главные термины
- франчайзер – продавец франшизы;
- франчайзи – покупатель франшизы;
- паушальный взнос – единовременная выплата, которую покупатель платит продавцу при заключении договора;
- роялти – регулярный платеж, который франчайзи вносит в определенный срок. Роялти может быть фиксированной суммой или процентом от продаж
По количеству предприятий:
- Прямая франшиза: франчайзи получают право открыть только одно предприятие.
- Мультифраншиза: такая модель предусматривает, что покупатель должен (или может – зависит от договора) открыть несколько предприятий. При этом отдельно оговариваются сроки открытия и территория.
- Мастер-франшиза, которую еще называют золотой. Франчайзи имеет монопольное право на ведение деятельности под именем бренда на определенных территориях. По такому договору, как правило, франчайзи становится франчайзером, может расширять сеть и продавать франшизу другим предпринимателям.
По характеру отношений с брендом:
- По свободной франшизе франчайзи может использовать бренд без строгого контроля со стороны франчайзера.
- По «серебряной» франшизе правообладатель сам открывает предприятие, выстраивает процессы, а потом передает права на франчайзи.
- Франшиза в аренду. При таком сценарии франчайзер передает компании готовое к работе предприятие, на котором чаще всего франчайзи является управляющим
Что такое франшиза
Юрлицо или ИП
Во франшизных отношениях могут принимать участие только организации и ИП. Подробнее про выбор формы бизнеса и его регистрацию мы рассказывали тут.
Российское законодательство не регулирует франшизу как таковую. Для этих правоотношений используется чаще всего договор коммерческой концессии. Также могут иметь место договоры по созданию и информационному сопровождению, лицензионное или агентское соглашение – конкретный документ, название, а самое главное, содержание должно быть под контролем юристов. Причем с обеих сторон.
Что важно предусмотреть в договоре:
- Предмет договора. Что передается франчайзи: товарный знак, методика обучения сотрудников, программное обеспечение, маркетинговая кампания, контакты с поставщиками – список индивидуален для каждого договора.
- Права и обязанности сторон. Проведение проверок, неразглашение информации, соблюдение стандартов, порядок оформления товарных знаков, предоставление приложений и оборудование – любые, даже самые очевидные детали должны быть согласованы и зафиксированы в договоре.
- Контроль франчайзи. Возможность франчайзера требовать материалы с камер видеонаблюдения или документы бухгалтерской отчетности. Один из пунктов контроля – бракераж: франчайзер может заказывать еду в заведении для ее контроля качества, вкуса, внешнего вида, размера порции. Например, в месяц не более 10 блюд. По итогам дегустации составляется акт с обязательными требованиями и факультативными рекомендациями.
- Оплата. Размер паушального взноса, роялти и возможность его уменьшения или повышения, способы и сроки их внесения.
- Порядок действий при нарушении договора. Штрафы, расторжение договора и другие санкции.
- Территория использования прав. Если речь, например, идет о мастер-франшизе, то в договоре важно прописать регион действия франчайзи.
Франшиза – не самые гибкие правоотношения, особенно когда речь идет о работе с большими сетями: в договорах с ними согласование правок может занимать длительное время, а в итоге привести к невозможности их внесения.
При этом важно понимать, что все детали, прописанные в договоре, а также прилагающихся к нему документах, важно исполнять: от цвета трубочек для кофе до графика работы. Скорее всего, просто так взять и поменять цвет формы сотрудников без штрафов не получится.
Зарегистрированный товарный знак
Товарный знак – это уникальное обозначение, помогающее отличить один бренд от другого. Чаще всего в товарный знак включается логотип и название заведения. Почему его важно зарегистрировать?
Расскажем на конкретном примере.
Владелец кафе «Ромашка» решил масштабироваться и продавать франшизу. Вместе со всем «приданным», своим франчайзи владелец передает незарегистрированный товарный знак: логотип в паре с названием, который используют на вывеске, на стаканах, в соцсетях. Другой, юридически подкованный предприниматель, не имеющий отношения к франшизе, такой товарный знак зарегистрировал, а значит, по закону получил право запрещать использовать его другим, в том числе и владельцу «Ромашки» и всем его франчайзи.
На практике бывают случаи, когда условным «Ромашкам» такой товарный знак удается «отбить» в суде, но профилактика в виде регистрации товарного знака всегда лучше. Как это сделать, рассказали здесь.
После подписания основного договора важно зарегистрировать право использования товарного знака в Роспатенте. Заявление о регистрации подается сразу от обоих участников франшизных отношений, пошлина за регистрацию одного товарного знака – 13 500 ₽. Подробности о процедуре регистрации здесь.
Брендбук или гайдлайн
Законодательно эти понятия не закреплены. На практике это путеводители по бренду, в котором описывается фирменный стиль и позиционирование компании. В брендбук обычно включают концепцию, философию, миссию, маркетинг, логотип и его презентацию, tone of voice, фирменные шрифты, цвета и графику, особые требования к интерьеру и экстерьеру.
Во франшизных отношениях гайдлайны особенно важны для достижения единообразия во всех заведениях. Например, мы точно знаем, что получим почти в любом Starbucks мира «американо толл для Маши».
В брендбуке особое внимание уделяют логотипу, его форматам и использованию. Например, обычно фиксируют, что нельзя менять композицию, растягивать логотип по ширине и длине, использовать на другом фоне, размещать на определенной категории предметов. Прописать важно все детали, которые могут показаться очевидными для владельца.
Брендбук можно разработать самому либо поручить агентству. В любом случае начать стоит со сбора мудборда и референсов.
Этот комплекс документов может носить самые разные названия, но суть одна: они посвящены стандартам компании. Начиная от режима работы до требования к цвету лака у сотрудников, которые работают с клиентами. Музыка, меню, ассортимент товаров, крем в уборной, интерьерный аромат – для единообразия во всех точках сети важно прописать все даже самые очевидные детали.
Финансовая модель
Обучение сотрудников
Крупные сети вроде Coffeeshop организовывают единый центр для обучения сотрудников для всех кофеен города. По единым стандартам и планам каждый официант, бариста, менеджер и даже покупатель франшизы проходит лекции и практическую часть по обслуживанию гостей в течение нескольких недель.
Для небольших сетей обучающий центр может стать слишком затратным мероприятием, поэтому все теоретические и практические основы гостеприимства и обслуживания прописываются в бизнесбуке.
Чек-лист
Факультативный документ (коллекция фото, презентация, задачи в условном Trello), который только еще раз подтвердит дружелюбность франчайзера. Здесь стоит прописать все шаги, которые нужно будет сделать франчайзи, – от регистрации компании и открытия расчетного счета до настройки оборудования и заказа салфеток. Так и франчайзер будет уверен, что все по плану, и покупатель ничего не пропустит.
Как проверить партнера по франшизе
Для обеих сторон важно пообщаться вживую, особенно когда для кого-то из них это первое подобное взаимодействие. Здесь важно уловить так называемый «мэтч» – если переговоры проходят не гладко и общаться не особенно приятно, то и бизнес, скорее всего, будет вестись с трудом.
Также для обеих сторон важно проверить юрлица и ИП друг друга. Этому мы посвятили отдельную инструкцию.
В ходе личного общения стоит оценить уровень юридической и финансовой грамотности, а также проанализировать своего визави как человека, ведь это потенциальный партнер, с которым предстоит долго и тесно работать. Не стоит бояться, если деловая встреча будет походить на собеседование, строгий отбор имеет полное право на существование.
Как еще проверить франчайзера
Первый этап проверки – отзывы в интернете, в том числе и на YouTube. Обратную связь стоит получить и у других покупателей. Их контакты можно смело запрашивать у продавца франшизы.
По итогам изучения всех документов важно ответить для себя как минимум на следующие вопросы: как давно продается франшиза, сколько заведений открылось и закрылось по ней, благонадежные ли финансовые показатели бренда за последние 2–3 года.
media@streamcoffee.ru
ИП Беспалова Е. А.