STREAM COFFEE BUSINESS
Разбор: что происходит на рынке чая в России
Что случилось
Чайный рынок претерпевает значительные изменения второй год подряд. Не успев отойти от пандемии, он встречает новые вызовы: скачки курсов валют и повышение цен на импортную продукцию, сложности с логистическими коридорами и наложенные на российские компании в начале 2022 года санкции – все эти проблемы затронули не только небольшие, но и крупные чайные компании.
Японские чаи
Бренд Matcha Forest
Кто и что делают. Совладелица японского бистро J’PAN в Москве Лена Кожина создала в 2019 году бренд, в рамках которого импортировала чаи и другие товары из Японии в Россию. Компания популяризует чаи из Японии (матча, ходзича, сенча, гекуро и др.).
С кем сотрудничают. Бренд не только продает свои продукты в розницу, но и поставляет постоянным и новым партнерам HoReCa, например всей сети «Кофемания», Lucky Group и другим гастрономическим проектам, среди которых Blanc, «Сюр», кафе при музее «Гараж», Lobby, J’Pan, Touch of Matcha и др.
Фишка бренда. Ассортимент бренда представлен большим количеством сортов матча (более 10 позиций – от стандартных сортов до высоких церемониальных). В социальных сетях команда Matcha Forest проводит ликбезы, подробно рассказывая о чайной культуре, делится рецептами напитков на основе чая матча, а также делает подкасты с предпринимателями и ведет тематический телеграм-канал о матча.
Лена Кожина, основательница Matcha Forest: «Главное изменение за последние два с половиной месяца – мы больше не можем отправлять наши продукты, включая чай матча, из Японии в Россию. Наша логистика просто прервалась, поэтому все это время ищем новые решения, как привезти груз в Россию. Мы решили больше не быть только российской компанией, поэтому сейчас открываем офис в Казахстане. Надеемся, что это решение даст нам более или менее стабильное понимание, как работать дальше.
, с поставкой – еще на месяц. Но многое из ассортимента уже закончилось. Мы пока не можем это привезти, так как надо протестировать новый логистический путь и таможню, понять, какие есть подводные камни и нюансы, а они точно есть.
Если говорить о плохом сценарии для России, то это подорожание товаров на 30% и более. Самое страшное для нас как для бизнеса – потенциальный запрет со стороны Японии на любое сотрудничество с Россией даже через третью страну. В этом случае мы ничего не сможем сделать. Нарушение правил и договоренностей в Японии – это очень плохо, и на это никто не пойдет, да и мы уже мыслим по-японски, поэтому нарушать деловую этику не планируем. В данном случае российский рынок лишится качественных японских продуктов, которые мы привозили последние два с половиной года».
Источник: предоставлено пресс-службой Matcha Forest
Китайские чаи
Бренд Moychay
Кто и что делают. В ассортименте проекта Сергея Шевелева, открывшегося в 2010 году, – тысячи наименований продукции как для новичков, так и для продвинутых ценителей китайской чайной традиции. Команда постоянно сотрудничает с более чем 150 заводами, частными фермерами и коллекционерами во всех чаепроизводящих провинциях Китая и Тайваня.
Фишка бренда. В Moychay активно занимаются культурно-просветительской деятельностью: Шевелев ведет образовательный видеоблог на YouTube, а его команда публикует исследования и статьи, проводит дегустационные встречи и создала чайную школу (онлайн- и офлайн-курсы), где учат правильно готовить чай, делятся традициями, изучают мировую чайную культуру, географию чая, особенности производства различных сортов и т. д.
Сергей Шевелев, основатель Moychay: «Было небольшое изменение цен в начале марта после начала спецоперации на Украине. Мы, соответственно, подняли цены на 10%, но потом курс стабилизировался и мы откатили их обратно. В долгосрочной перспективе мы будем ориентироваться на доллар, так как привязаны к нему.
Немного изменилась логистика, но в целом несильно. Запасов нам хватит на год, так как товара у нас много, единственное – просаживается ассортимент. Но это связано не с текущей ситуацией, а скорее с ковидом, так как я привык закупаться у фермеров на плантациях. Ковидные ограничения постепенно спадают, и будет полегче. Например, сейчас я в Таиланде, здесь будем запускать наш чайный завод, будем поправлять ассортимент.
Для меня лично Россия не единственное направление, хоть и по-прежнему самое масштабное, здесь больше всего наших магазинов. Но мы также работаем с Тбилиси и Амстердамом, через который отгружаем чай по всему миру. Примерно 80% нашего ассортимента меняется всегда, базовые позиции составляют лишь 20%.
В качестве негативных сценариев может быть все что угодно. Если говорить об экономической составляющей, то это ужесточение санкций. На самом деле все худшее уже случилось. Сейчас начнется привыкание людей к текущему положению, а бизнес будет адаптироваться. Думаю, что ситуация будет не драматизироваться, а наоборот, улучшаться – найдутся новые источники по логистике. Мы справимся».
Российские чаи
Бренд «Нитка»
Кто и что делают. Авторский проект Андрея Колбасинова о возрождении русского чаепития. Постоянную коллекцию составляют российские чаи, история некоторых сортов уходит корнями во времена царской России (один из них – «Русский караван» – удостоился в прошлом году серебра в крупном конкурсе Teas of the World).
С кем сотрудничают. Чаи «Нитки» можно найти в барных картах кофеен «Аэроплан», Espresso Season и популярных ресторанов, среди которых Sartoria Lamberti, Lumicino, «Пробка», «Мама тута», Twins Garden.
Фишка проекта. Команда восстанавливает дореволюционные вкусы и ищет самые интересные новинки от мастеров и фабрик из разных точек мира, чью историю хочется рассказать гостям. Основной фокус – на актуальности и высоком качестве российского спешелти-чая. Однако, помимо отечественных чаев, в карте можно найти чайные специалитеты из Грузии, Непала и Китая, а также Ирана (сейчас компания тщательно изучает рынок этого региона. – Прим. ред.).
Андрей Колбасинов, владелец «Нитки»: «Сейчас мы активно ищем пути развития внутри страны и возможность открывать розничные точки. Мы перестали отгружать за границу, но и объемы отгрузок были не такими большими.
Мы стараемся удерживать цену на основные позиции. Подняли цену только на часть ассортимента – примерно на 10–15% от него. Если брать основной ассортимент, то продукт подорожал лишь на 3–5%.
Антикризисных мер в нашей компании на данный момент особо нет. Пытаемся поддерживать боевой дух и запасы, а также минимально тратиться, чтобы была подушка безопасности. Весеннюю закупку нам удалось оплатить, а это самое важное.
Для нас самый плохой сценарий – это закрытие всех границ, невозможность ничего ввезти, кроме России. Если рассматривать такой вариант, то тогда будем переходить на травы и на российские чаи, какие есть. Но надеемся, что такого не произойдет».
Источник: предоставлено пресс-службой «Нитки»
Что это значит для конечного потребителя
В связи с нынешним кризисом для гостей матча-бара Touch of Matcha стоимость напитков выросла на 10–15%. Однако цены повышали постепенно, чтобы гости заведения не почувствовали дискомфорт.
«Как и прежде, мы используем церемониальный сорт чая матча из Киото от Matcha Forest, – рассказывает шеф-бариста J’PAN, Ra’men и Touch of Matcha Таисия Спиридонова. – Мы не заменили на более дешевые аналоги сорт для матча-шота (матча на воде). Аналоги вводить не будем и не планировали. Мы постоянно пробуем новые сорта, чай других компаний и пока не видим качественных аналогов. Повышение цен на напитки в целом – ожидаемое развитие событий. Верим, что в ближайшем будущем процессы наладятся и цена закупки станет стабильнее. Возможно, даже немного снизится».
Источник: предоставлено пресс-службой Touch of Matcha
В чайной «Иван-чайное купе», наоборот, цены остались прежними и не будут повышаться в ближайшем будущем. «Пока мы продаем остатки и держим цены на докризисном уровне. Мы вполне можем конкурировать с импортным чаем, – говорит учредительница проекта Елена Бакланова. – Например, есть наш иван-чай, также мы развиваем линейку краснодарских чаев. Возможно, будем сотрудничать с травяными чаями Крыма и будем рассматривать Грузию как одного из будущих партнеров».
В компании не опасаются проблем с международными поставками и поддерживают идею, что традиционный иван-чай может быть разумной альтернативой для самого широкого круга разных напитков. Например, в чайной карте есть «Молочный Иван», который, по словам Баклановой, ароматизируется натуральным молоком и может стать аналогом китайского молочного улуна.Той же идеи придерживаются и в русской чайной «Нитка». Здесь не меняли ни цены, ни саму чайную карту.
Меры поддержки чайного бизнеса со стороны государства
На сегодняшний день государство никак не поддержало чайные компании, в том числе работающие в сегменте HoReCa, и в ближайшее время не планирует этого делать. «Насколько известно, ввели определенные меры поддержки для сферы общественного питания и они распространяются на все заведения, в том числе и на чайные. Если говорить непосредственно о компаниях, поставляющих чай как в ретейл, так и в HoReCa, то для них в приоритете сегодня вопрос логистики и доступа к льготному финансированию для пополнения оборотного капитала. И в этих вопросах особых подвижек пока нет, хотя мы работаем над их решением», – говорит генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.
Краткие выводы
Ответить на вопрос, что будет дальше с чайным рынком в России, однозначно невозможно. Но уже сейчас понятно, что:
1. Развитие событий на рынке будет диктовать курс рубля к национальным валютам стран-поставщиков.
2. Запасы чая у каждой компании разнятся: например, Matcha Forest без новой логистической схемы (сейчас ее тестируют. – Прим. ред.) смогут просуществовать до двух месяцев, Moychay – до года. У компаний, поставляющих отечественные чайные напитки, ситуация не настолько плачевна, их будущее кажется намного более оптимистичным.
3. Как таковых вспомогательных мер по поддержанию чайного бизнеса пока не принималось. Сейчас для компаний, поставляющих чай на рынок (ретейл и HoReCa), важен вопрос налаживания логистики и льготного финансирования для пополнения оборотного капитала.
media@streamcoffee.ru
ИП Беспалова Е. А.