STREAM COFFEE BUSINESS
Бизнес-кейс aiiir.coffee: почему закрылась кофейня to go в Ижевске
Владельцы заведения хотели исполнить свою бизнес-мечту и создать новый формат кофейни в своем городе, но выйти в стабильный плюс не удалось, и заведение закрылось спустя год работы. Stream Coffee рассказывает, что к этому привело.
Автор: Дарья Раздумина
10.05.2024
У супругов Елены и Владимира Мещеряковых была мечта: создать яркое заведение, отличающееся от тех, что есть в Ижевске. Они выбрали формат спешелти-кофейни, продающей напитки в формате to go. SC записал рассказ Елены о том, что они с мужем хотели привнести в облик Ижевска, как работали и почему в итоге задуманное не удалось реализовать, несмотря на большую любовь к проекту.
Концепт
Мы хотели показать, что можно выделяться. У нас в городе все однообразное, интересных, ярких проектов, на мой взгляд, нет. Мы хотели запомниться.
Этот проект был воплощением нашей мечты: иметь небольшой бизнес, который приносил бы доход и удовольствие. По специальности я врач, мне просто хотелось поменять жизнь, я была идейным вдохновителем. Муж – профессиональный фотограф, по образованию – экономист, поэтому он отвечал за контент и бухгалтерию.
Мы открылись в ноябре 2022 года и сразу приняли в штат трех сотрудников, но первые два месяца продажи стремились к нулю. Приняли решение уволить всех и в течение пяти месяцев работали с мужем за стойкой сами, чередуясь. Летом снова наняли трех сотрудников, некоторые смены я продолжала брать сама. Сотрудницы – эмпатичные девушки, что важно для меня, всегда опрятные и вежливые, умеющие поддержать не только небольшие беседы, но и с удовольствием рассказывающие про наше заведение. Одна из них – мусульманка, к которой приходила еще и «своя» аудитория.
Фото: Aiiir.coffee
Обучением сотрудниц занималась я. Все выполняли обычный функционал бариста: приготовление напитков, уборка рабочего места, приемка товара, работа с кассой, генуборка. Также все принимали участие в съемках контента для социальных сетей.
Одной из ошибок было то, что я сама тоже работала за стойкой, за это время появились гости, которые приходили только ко мне, и у некоторых гостей появилось предвзятое отношение к остальным сотрудникам по качеству напитков, хотя периодически мы с бариста собирались, обсуждали с каждым нюансы работы и рецептуры – совместно и лично.
Проект в цифрах
Что касается инвестиций, то частично это был кредит, частично – личные средства. На открытие ушло 1,6 млн ₽. Из них:
500 тыс. ₽ – дизайн торговой точки, разработка бренда;
410 тыс. ₽ – оборудование;
350 тыс. ₽ – ремонт, мебель;
135 тыс. ₽ – аренда до открытия;
плюс видеонаблюдение, расходники, стаканы, стартовая продукция (зерно, какао, молоко), обучение, интернет.
Ежемесячные расходы:
аренда с включенной коммуналкой – 27 тыс. ₽;
ФОТ – от 0 (когда не нанимали сотрудников, а работали за стойкой сами) до 35 тыс. ₽.
Прогнозы: в первые три месяца мы рассчитывали выйти на оборот 100 тыс. ₽, а летом – 300 тыс. ₽.
Итоговый оборот – рост от 33 тыс. ₽ в месяц в январе 2023-го до 200 тыс. ₽ в сентябре – октябре 2023-го.
Чистая прибыль – от 75 тыс. ₽ в феврале 2023-го до 60 тыс. ₽ в октябре 2023-го.
Итоговый убыток: 167 тыс. ₽ без учета расходов на открытие.
График доходов (розовым), расходов (голубым), чистой прибыли/убытка (желтым) за 2023 год
Фото: Aiiir.coffee
Нереализованный дизайн и проблемы с локацией
Самое обидное, что проект не реализовался в том виде, как мы его задумали. Мы нашли очень хорошую команду, нам сделали интересный проект, по крайней мере, для Ижевска. В нашем городе основной дизайн-код включает черный цвет, металлические и деревянные реечки. Мне показалось, что все это пресно, устарело, наскучило. Нам хотелось светлого, легкого, воздушного оформления. Отсюда и название aiiir (англ. air – «воздух». – SC).
Мы планировали открываться в городском парке, но его владельцы не оценили проект. У них есть определенный дизайн-код, от которого они совершенно не готовы были отступать. К тому же не нашлось подрядчиков, которые взялись бы за это. Концепция так и осталась нереализованной, и сейчас она вместе со всем брендом в продаже.
Дизайн-проект для городского парка. Фото: Aiiir.coffee
Единый визуальный язык нужен, если вы хотите запомниться аудитории, отличаться от булочной по соседству, сделать свой дизайн стаканов to go, продавать зерно в собственной упаковке и до бесконечности. Мы сделали чек-лист «Дизайн-код кофейни: зачем нужен и как внедрить», в котором пошагово рассказываем, как найти свой честный визуальный язык и начать транслировать его в каждой детали.
Тогда мы решили исходить из того, что есть: обратили внимание на исторический центр города. Там старинные пятиэтажные дома, к одному из них сделан пристрой, его мы и заняли. Сделали ремонт, сохранив стилистику проекта: белоснежные столы, стены, оборудование – чтобы было видно, что у нас суперчисто, что сотрудницы постоянно ухаживают за пространством. И, вы знаете, получалось, все обращали на это внимание. Некоторые бабушки проходили и спрашивали: «Ой, а у вас тут что, аптека?» До того мы тщательно содержали все в чистоте.
Мы, конечно, анализировали аудиторию и локацию перед тем, как начать бизнес. Ходили по другим местам, сидели и считали, сколько приходит людей. Но в итоге все равно прогадали: людей в центре было много, но они оказались совсем не нашей аудиторией. Проблема оказалась в том, что наш центр города – это хоть и проходное место, но совсем не предназначенное для прогулок. Там транспортная развязка, большой трафик, но это люди, пересаживающиеся с одного транспорта на другой, – рабочие, студенты средних учебных заведений. А мы рассчитывали на людей 25–40 лет: студентов высших учебных заведений, молодых работников со средним достатком и чуть выше; на тех, кто именно погружен в спешелти. Еще мы делали ставку на экосоставляющую, рассчитывали на аудиторию, которой это близко.
Еще один минус: рядом с нашей точкой не оказалось парковки, она была только напротив через дорогу, но потом и ее сделали платной. Это также сказалось на посещаемости.
Фото: Aiiir.coffee
Хотя некоторые посетители приезжали к нам специально с других концов города, несмотря на то, что у нас формат «кофе с собой», заезжали даже гости из других городов. К сожалению, и их было недостаточно, когда погода портилась. Чтобы выйти в ноль, нам нужно было 15–20 гостей в день, а когда была плохая погода, их становилось совсем мало, человек десять. Зима в Ижевске неприятная, бывает и минус 25, и сильный ветер со снегом, зимний период длится с ноября по март. Ошибкой было открытие точки только с окном выдачи на улицу, без возможности зайти в помещение.
Как пытались спасти
Сохранить проект мы, конечно, пытались, я его очень сильно полюбила, мы старались изо всех сил. Работали с блогерами по бартеру, они про нас рассказывали в своих соцсетях. Выходили на маркет, где за шестичасовой рабочий день заработали как за три полноценных дня на точке. Очень хорошо шли акции. Мы снижали цену на 30–50%, ставили ценник на все напитки 150 ₽, когда обычно авторский стоил 200–270 ₽. В эти периоды к нам выстраивалась очередь, было очень приятно, но на таких акциях долго не продержишься.
Напитки были очень вкусные, например, авторский напиток «Моника Беллуччи» – латте-тирамису, которое подается с печеньем савоярди, или еще один авторский летний «Луиза Чикконе» – черничный айс-латте.
Работа на маркете. Фото: Aiiir.coffee
Как поняли, что все
Мы поняли, что пора закрываться, в начале 2024-го. В плюс мы выбрались в июне 2023-го, росли в выручке каждый месяц до октября, но в ноябре все снова пошло в ноль-минус. Январь и февраль 2024-го просидели без денег. «Кофе с собой» имеет выраженную сезонность, но я не рассчитывала, что до такой степени.
Выводы и планы
Мы хотели открыть кофейню с посадкой в новом месте и искали под это финансирование. Мы даже нашли хорошую локацию, но потом появился страх. Я испугалась, что не получится вывезти, так как, помимо затрат на первое заведение, которые мы не окупили, предстояли еще и новые займы. Так что мы решили все продавать.
Фото: Aiiir.coffee
Как-то раз во время моей смены к нам зашел один из предпринимателей-соседей, узнал, что мы скоро закрываемся. Мы с ним разговорились. Он говорит: «Знаешь правило 5 “Л”? Локация, локация, локация, локация и еще раз локация». Я думаю, мы просчитались с локацией, это был один из решающих факторов. Углубленная работа над выбором локации – мой совет для тех, кто планирует открыть заведение to go.
Stream Coffee подготовил пошаговый воркбук «Выбор локации для кофейни», который поможет эффективно оценить место для новой кофейни. Опираясь на практические кейсы, выделили 22 неочевидных критерия и подготовили инструкции к каждому, чтобы вы могли трезво, но быстро сделать выбор.
media@streamcoffee.ru
ИП Беспалова Е. А.